Программа «Школа без агрессии».
Сложная социальная и экономическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашем обществе, обусловливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении подрастающего поколения. Особую тревогу вызывает жестокость и агрессия детей. Феномен детской агрессии беспокоит родителей, воспитателей, педагогов, а также вызывает все больший научно-практический интерес у исследователей.
Основной вопрос, который стоит перед педагогами нашей школы: как в столь воинственно настроенном мире помочь ребенку избежать проявления агрессии, как с его стороны, так и в его адрес?
Необходимо заметить, что в школе агрессия проявляется не только при взаимодействии ученик - ученик, но и учитель - ученик и даже учитель - родитель.
Методическим объединением классных руководителей была разработана программа «Школа без агрессии» и подпрограмма «Дружный класс. Без агрессии».
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ:
· УЛУЧШЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ШКОЛЕ;
· ПОВЫШЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВЗРОСЛЫХ (РОДИТЕЛЕЙ, ПЕДАГОГОВ И ВСЕХ РАБОТНИКОВ ШКОЛЫ);
· ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ;
· ПРЕОДОЛЕНИЕ И ПРЕДУПРРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ У УЧАЩИХСЯ.
ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ЦЕЛЕЙ ПРОГРАММЫ КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:
· ИНФОРМИРУЕТ ОКРУЖАЮЩИХ О ПРОБЛЕМЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ;
· ПРИОБЩАЕТ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ К РЕШЕНИЮ ЭТОЙ ПРОБЛЕМЫ;
· ВЫЯВЛЯЕТ СЛУЧАИ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ, ОБСУЖДАЕТ ИХ, ПРЕДУПРЕЖДАЕТ БОЛЕЕ ТЯЖЕЛЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ;
· ПОМОГАЕТ УЧАЩИМСЯ, ПРИНИМАЕТ НЕОБХОДИМЫЕ МЕРЫ В СЛУЧАЯХ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ, РАЗВИВАЕТ НАЫВКИ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ;
· РЕШАЕТ ДРУГИЕ ЗАДАЧИ, СВЯЗАННЫЕ С ЭТОЙ ПРОБЛЕМОЙ.
Занятия по Программе проводятся со всем классом в форме классного часа, с группой учеников или (по желанию) индивидуально с учеником (в форме беседы о конкретном случае, о возможных вариантах поведения, о поддержке, об оказании помощи), т.к. индивидуальный подход (сопровождение ученика) очень важен для обеспечения системного непрерывного воспитательного процесса – залога эффективной профилактической работы.
Программа предполагает проведение восьми занятий, которые подразделяются на информационные (первые три занятия) и практические (пять занятий) с классом и группами детей. Так как данная Программа является экспериментальной, классные руководители могут дополнять ее занятиями, соответствующими тематике проблемы.
Проблема:
Улучшение психологического климата в школе, повышение психолого-педагогической компетентности взрослых (родителей, педагогов и всех работников школы), повышение уровня коммуникативной культуры учащихся, преодоление и предупреждение социально-эмоциональных проблем у учащихся.
Желаемый результат:
Уменьшение случаев проявления агрессии среди всех участников учебно-воспитательного процесса.
Препятствия:
- проявление нетерпимости в поведении учащихся (насмешки, предубеждения, стереотипы, запугивание);
- низкий уровень культуры населения;
- внушение агрессии средствами массовой информации. |